Инновационные логопедические технологии в работе с детьми с ТНР

Опубликовано: 21.09.2021

Инновация в переводе с английского (innovation) означает  — новшество, нововведение.

Инновационные технологии в педагогической работе  —  это система новых методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Виды современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии и др.

Каждый вид имеет свою классификацию.

Многие образовательные технологии используются логопедами в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

К инновационным технологиям, используемым в логопедической практике относятся:

  • арт — терапевтические технологии — музыкотерапия, кинезитерапия (танцтерапия, логоритмика, психогимнастика), сказкотерапия, мнемотехника, креативная игротерапия (песочная терапия);
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа (например, Су-Джок — терапия);
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • информационные технологии.

Одной из разновидностей здоровьесберегающих технологий, классифицируемой как технология обучения здоровому образу жизни, является Су-Джок терапия или самомассаж шариками Су-Джок.

Шарик Су-Джок состоит и пластикового корпуса с массажными «колючками».  Внутри него находятся два кольца, похожие на упругую, скрученную в ободок пружинку, которые хорошо прорабатывают массажные точки на пальцах.

Также в процессе самомассажа дети тренируют пространственное ориентирование и ориентирование на собственном теле. Массаж шариками Су-Джок сопровождается проговариванием веселых стихотворений и очень нравится детям.

Массажёр был изобретён в 1987 г. корейским профессором  Пак Чжэ Ву, который предложил новую методику лечения и снятия боли под названием «Су-джок», что переводится как «кисть-ступня».

Логоритмические упражнения — это симбиоз здоровьесберегающей и арт-терапевтической технологии.

Логоритмические упражнения включают в себя:

упражнение на развитие общей моторики и координации речи с движением;

упражнения на формирование просодического компонента речи (развитие диафрагмального и речевого дыхания, голосоподачи, темпа, ритма, интонационной выразительности);

пальчиковые игры, которые проводятся с пропеванием или проговариванием текста, а также с использованием различных мелких предметов: мячиков, карандашей и т.п.;

упражнения на развитие мимической моторики (подвижности лицевых мышц);

упражнения на развитие артикуляционной моторики (подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений) которые могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет;

упражнения на развитие фонематического восприятия, которые направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов;

упражнения по коррекции звукопроизношения, включающие игровые упражнения на основе звукоподражания.

В комплекс по логоритмике можно включить и ряд упражнений, относящихся к телесноориентированной технике.

Например, серия нескольких упражнений:

Объятия. Простое, но действенное упражнение. Дети стоят в кругу и начинают обнимать соседа слева, справа, взрослого. Первые «обнимашки» скорее всего будут сдержанные и зажатые. Впоследствии дети расслабляются, и это главная цель упражнения.

Пингвинчики. Чтобы согреться, эти птицы сбиваются в кучу, а те, кто оказались с краю, должны попасть в центр. В данном случае логопед называет имя ребенка, который оказался с краю, и его задача попасть в центр теплой кучки.

Мячик. Ребенку предлагают лечь на спинку и катать мячик по животику. Он может представлять, что мячик — это маленькое солнышко, которое согревает его своим теплом.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арт-терапии.

В коррекционной работе арт-терапия — это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Основные функции арт-терапии — катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

Используются элементы музыкотерапии  в релаксационной части логопедического занятия для снятия мышечного напряжения у детей. Лёгкая спокойная музыка успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они повышают стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, мышления.

Песочная терапия способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. В процессе игр с песком совершенствуются умения и навыки практического общения, использования вербальных и невербальных средства, обогащается словарный запас, развивается связная речь, внимание, воображение, образное мышление, творческая активность. При играх с песком снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

 

Список использованной литературы и  интернет-ресурсов:

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. —  Петропавловск, 2010 г
  2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика — М.: Детство-Пресс, 2010.
  3. Костылева, Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики — М.: Сфера, 2014
  4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А.  Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. Наливкина Ю. М. Игровые инновационные технологии в ДОО // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015.
  6. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Учебно-методическое пособие (+ CD-ROM) — М.: Детство-Пресс, 2014
  7. Панина Н.А. Су-Джок терапия. – М.: Рипол-Классик, 2017
  8. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие: моногр. — М.: Академия, 2005